Туберкулез – история 7 000 лет

Туберкулез – история 7 000 лет

Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается 24 марта. Дата события выбрана не случайно, ведь в этот день в 1982 году немецким ученым Робертом Кохом был обнаружен возбудитель туберкулеза.
 
Туберкулез – распространённое инфекционное заболевание, которое вызывается бактериями Mycobacterium tuberculosis complex и передающаяся воздушно-капельным, воздушно-пылевым (с поверхностей и предметов), контактным, алиментарным (через инфицированные продукты или при использовании одной посуды) и вертикальным путём. Чаще всего при туберкулёзе страдают лёгкие, но встречается и туберкулёз костей, суставов, глаз, периферических лимфоузлов и мочеполовых органов.
 
ИСТОРИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
 
Существование туберкулеза подтверждается задолго до открытия возбудителя инфекции. Характерные признаки заболевания были обнаружены в человеческих останках, которые относятся к 5000 году до нашей эры (период неолита), а также в египетских мумиях. В трудах периода древней Греции болезнь описывается словом фтиза, что означает истощение. Такое же написание возникло в английском языке – phthisis, а в России использовался дословный перевод – чахотка. Греческий вариант лег в основу названия раздела клинической медицины – фтизиатрии, которая занимается изучением, диагностикой, лечением и профилактикой туберкулеза.
 
Разумеется, не все чахоточные болезни древности, средневековья и даже XIX века относятся именно к туберкулезу, ведь до открытия самого возбудителя и точных методов диагностики чахоткой называли многие другие заболевания – от пневмонии и бронхита до нейросифилиса. Но благодаря сохранившемся трудам Гиппократа и ученых Древнего Китая, можно сделать вывод, что туберкулез охватывал обширную часть населения во все времена.
 
В заметках Гиппократа, Галлена и Авиценны описываются острые и хронические заболеваниях легких с такими симптомами, как легочные кровотечения, сильный кашель с мокротой и кровохарканьем, истощение организма и упадок сил, обширная интоксикация. Гиппократ первым ввел в практическую медицину метод аускультации – прослушивание грудной клетки. Необходимо было прислонить ухо к грудной области пациента и внимательно слушать дыхание на вдохе и выдохе. Несвойственные организму шумы и хрипу означали наличие болезни.
 
Уже в древние времена догадывались о заразности чахотки, но иногда выводы о механизмах передачи были ошибочны. Полагали, что болезнь может передаваться по наследству, и в некоторых странах зараженным чахоткой людям запрещалось вступать в брак. Тем не менее Аристотель предполагал, что начало болезни «витает в воздухе» вокруг больного чахоткой, а в Древней Персии больные чахоткой подвергались изоляции.
 
В Средние века туберкулез имел два названия – чахотка и золотуха. Под первым подразумевалась легочная форма, а второе считалось наружной формой инфекции, которая поражает кожу, слизистые и лимфатические узлы, в том числе на шее. Золотуха также именовалась «королевским злом», ведь в те времена самым верным способом исцеления считалось прикосновения короля. Чаще всего король прикасался не к самому больному, а к монетке, которую затем передавали зараженному. В XIV веке выстраивались тысячные очереди в надежде на исцеления. Есть упоминания, что Эдуард I исцелял почти две тысячи больных золотухой в год. Однако, можно смело полагать, что не все зараженные страдали от туберкулеза. Как и чахоткой, золотухой могли называть целый ряд болезней несвязанных друг с другом, в том числе и обычный дерматит.
 
Чаще всего взрослые заражались друг от друга, а дети через некипяченое коровье молоко, в большинстве случаев со смертельным исходом. Чем выше была плотность населения, тем больше была зараженность туберкулезом в Средние века. Легочная форма туберкулеза могла унести жизни целого монастыря и неоднократно встречалась в городах, хотя бывала и в деревнях. О наличии микробов никто не подозревал. Инфицированных туберкулезом пациентов в госпиталях и богадельнях могли укладывать в одну постель со здоровыми людьми, тем самым поддерживая распространение болезни.
 
В средневековых английский манускриптов зафиксированы весьма увлекательные способы лечение, к сожалению, абсолютно бесполезных. В их число входят – питье женского молока из груди кормилицы и ванны в отваре слепых щенков с заблаговременным удаленными внутренностями.
 
Шли годы и накапливалось всё больше знаний, а самое главное методов дифференцирования туберкулеза. Уже в 1540 году венецианский врач Джироламо Фракасторо главным источником передачи чахотки называл больного человека, который кашляет мокротой, а также предметы обихода, к которым он прикасался.
 
Постепенно складывалось понимание о необходимости санитарных мер. В 1751 году Испания стала первой страной, издавшая закон об обязательной регистрации чахоточных больных. Вскоре после этого подобные законы были приняты в Италии и Португалии. Пациентов было необходимо госпитализировать изолированно от других больных, их дома дезинфицировать, при этом уничтожая одежду и предметы обихода.
 
ПАЛОЧКА КОХА, ПРОБА НА ТУБЕРКУЛЕЗ И РЕНТГЕНОВСКИЕ ЛУЧИ
 
Большой прорыв в изучении туберкулеза произошел в XIX веке. Способствовало этому повсеместное вскрытие трупов и появление микроскопов. Французский исследователь Рене-Теофиль Лаэннек в 1819 году предоставил описание туберкулезному бугорку, или гранулеме, а также казеозному некрозу, то есть отмершей легочной ткани. В те времене два этих проявления стали основными признаками туберкулеза, в связи с этим и зародилось современное название – от латинского Tuberculum (бугорок). Чахотку постепенно стали называть бугорчаткой.
 
Отечественный ученый Николай Пирогов в 1852 году описал в туберкулезном очаге «гигантские клетки», а также отметил инфекционный характер заболевания. Затем его выводы нашли подтверждения в у французского флотского врача Жан-Антуана Вильмена, который обратил свое внимание на высокое распространение туберкулеза у людей, проживающих в монастырях, тюрьмах и бараках, а также матросов. 5 декабря 1865 года, в Парижской академии наук, он озвучил доклад и обозначил причину чахотки как «некий инфекционный агент». Из-за отсутствия технической возможности он не смог его выделить, не был уверен в его наличии.
 
Оппонентом данной теории выступал Рудольф Вирхов – один из основоположников клеточной теории, немецкий ученый, физиолог и патологоанатом. Его авторитет в научном обществе был гораздо выше, из-за чего инфекционную природу туберкулеза отрицали вплоть до 24 марта 1882 года, когда Роберт Кох прочитал доклад в Берлине «Этиология туберкулеза». Именно в нем была описана бацилла, выделенная из мокроты пациента с деструктивным туберкулезом. Бактерия получила название по имени первооткрывателя – «Бацилла Коха» или «Палочка Коха».
 
После подтверждения инфекционной природы туберкулеза, сформировалась одна из первостепенных задач – создание вакцины. Только спустя 36 лет в 1918 году французские ученые Кальметт и Герен разработали противотуберкулезную вакцину БЦЖ, а первые прививка была сделана новорожденному через три года. С тех пор и по настоящее время БЦЖ остается единственной доступной вакциной против туберкулеза. Она остается обязательной во многих странах мира, включая Россию.
 
36 лет с момента обнаружения бациллы и создания вакцины не прошел зря. В этот период сформировалась и усовершенствовалась массовая диагностика туберкулеза. Австрийский педиатр Клеменс Пирке в 1907 году создал накожную туберкулиновую пробу, параллельно введя в медицинскую терминологию определение аллергии. Затем Шарль Манту разработал более эффективную внутрикожную, или подкожную, реакцию. Позже данный метод улучшил немец Феликс Мендель. Проба манту целое столетие была основным методом диагностики туберкулеза у детей и взрослых, и не так давно на её позиции успешно приходит в диагностику диаскин-тест.
 
Еще одно открытие, которое позволило улучшить диагностику туберкулеза и целого спектра различных заболеваний – рентген или Х-лучи, которые в 1985 году открыл немецкий физик- экспериментатор Вильгельм Рентген. В 1901 году за свое открытие он был удостоен Нобелевской премии. В 1986 году итальянские ученые Бателли и Карбассо предложили ввести рентгенологическую методику в диагностику туберкулеза легких и костей. Сегодня усовершенствованная методика флюорографии остается основным способом массовой диагностики туберкулеза.  

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА

В 1943 году был открыт первый эффективный противотуберкулезный антибиотик – стрептомицин. До данного события основные усилия в профилактике и лечении туберкулеза были направлены на общее укрепление организма пациента. В санаториях упор делался на целебный климат и свежий воздух, в рекомендациях увеличивался рацион питания, который включал в себя больше животных жиров, а также чередование физических упражнений и покоя. Молоко и жирные молочные продукты считались одними из лучших продуктов в лечении. Туберкулин, который использовался в диагностических пробах, пытались применять в лечении, но попытки не принесли успеха.
 
Созданию стрептомицина мы обязаны американскому микробиологу русского происхождения, профессору Зельману Ваксману. В течение многих лет работы над своим открытием ученый ввел понятие антибиотиков. Под данным определением он подразумевал способность одних микробов уничтожать другие. Актиномицин стал первым антибиотиком, который был способен «убивать» бациллу туберкулеза, но был очень токсичен и опасен для лечения людей. В связи с чем, в 1943 году, появился стрептомицин, благодаря совместным усилиям Зельмана Ваксмана и Альберта Шаца. Стоит отметить, что стрептомицин оказался эффективен не только в лечении туберкулеза, но также мог бороться с чумой, проказой, бруцеллезом и туляремией.
 
Применять стрептомицин для лечения пациентов стали в 1946 году, а в массовое производство антибиотика смогли наладить только к 1949 году. В 1952 году Зельман Ваксман был награжден Нобелевской премией в области физиологии и медицины «за открытие стрептомицина – первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза».
 
Одной из главных проблем при лечении туберкулеза, с которой ученые столкнулись почти сразу – устойчивость туберкулеза к антибиотикам и развитие резистентности. На сегодняшний день эта причина считается основной проблемой почему не удается победить туберкулез наряду с натуральной оспой или бубонной чумой, которые на данный момент считаются искорененными.
 
По данным ВОЗ, одна третья людей в мире инфицирована бактерией туберкулеза. К счастью, болезнь развивается лишь у небольшой части населения. Повышенному риску развития туберкулеза подвергаются люди с ослабленной иммунной системой.
 
Туберкулезу свойственен ряд общих симптомов независимо от клинической формы: гипертермия, тахикардия, слабость, снижение работоспособности, потеря аппетита и похудение, потливость. Легочная форма туберкулеза является самой распространённой и сопровождается кашлем, усиливающимся ночью и утром.
 
На сегодняшний день сущетвует несколько способов диагностики туберкулеза: реакция Манту и Диаскин-тест, рентгенография и флюорография, ИФА, ПЦР, гистологический анализ тканей, микроскопия мазка мокроты
 
Основным методом защиты организма от туберкулеза у детей и взрослых является вакцинация, а также здоровый образ жизни для поддержания высокого уровня иммунитета.

Прокрутить вверх

О файлах «Cookie» и метрических системах
Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения и индивидуальной настройки предоставления информации. Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на размещение файлов «Cookie» и обработку данных метрических систем.

О файлах «Cookie» и метрических системах
Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта, а также для улучшения и индивидуальной настройки предоставления информации. Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на размещение файлов «Cookie» и обработку данных метрических систем.